Домашний адвокат,
31 марта 2009 г.
Виновник за рулем, ответчик за столом 1572 просмотра
В последнее время участились случаи ДТП с участием маршрутных транспортных средств, а также с дорожными и коммунальными машинами. К кому в таких случаях предъявлять претензии по возмещению вреда: юридическому лицу, которому принадлежит транспортное средство, или водителю, находившемуся на момент совершения ДТП за рулем этого автомобиля по доверенности?
Транспортные компании, которым при-надлежит, к примеру, маршрутное такси или уборочная машина, зачастую предпринимают попытки, иногда весьма успешные, избежать ответственности за вред, причиненный в результате ДТП. Аргументируют свою позицию тем, что ответственность несет водитель, управлявший автомобилем по доверенности. Недавно к нам в Коллегию «МКА РОСАР» обратилась дама, ставшая участницей дорожно-транспортного происшествия, которая была в полном неведении относительно того, к кому ей предъявлять претензии по возмещению ущерба, полученного в результате столкновения с уборочно-комбинированной машиной. Она рассказала, что, двигаясь в своем ряду по одной из центральных улиц столицы, увидела, как стоящая до этого в крайнем правом ряду машина дорожных работ (уборочно-комбинированная машина), не подавая никаких спецсигналов, вдруг начала движение задним ходом перпендикулярно направлению движения. Заметив столь странный и небезопасный маневр, женщина приняла все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. При этом она отчаянно сигналила, пытаясь привлечь внимание водителя машины. Но, к сожалению, столкновения избежать не удалось. Когда она обратилась за юридической помощью, на руках у нее были только справка о полученных в результате ДТП значительных механических повреждениях ее автомобиля и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Адвокатами было подготовлено ходатайство в соответствующий отдел ДПС о предоставлении информации о собственнике уборочной машины и возможности ознакомления с материалами дела по данному ДТП. Выяснилось, что собственник уборочной машины – некое юридическое лицо, занимающееся ведением дорожных работ (назовем эту организацию «А»). В данную организацию и был направлен адвокатский запрос о предоставлении информации о принадлежности ей транспортного средства, ставшего виновником ДТП, а также компании, застраховавшей гражданскую ответственность владельца автомобиля. В ответе на запрос из организации, назовем ее «А», сообщалось, что интересующее нас транспортное средство сдано в аренду организации «Б», занимающейся также дорожными работами. К ответу на запрос были приложены заверенные печатью организации «А» копии паспорта транспортного средства; договора аренды данного транспортного средства; акта приема-передачи транспортного средства от организации «А» к организации «Б» и акта ввода в эксплуатацию транспортного средства. Из предоставленных документов стало известно, что обязанность по страхованию гражданской ответственности по договору аренды возложена на арендатора – организацию «Б». Следующим шагом адвокатов была подготовка и направление запроса в организацию «Б» с просьбой подтвердить принадлежность им транспортного средства и предоставить информацию о компании, застраховавшей гражданскую ответственность владельца автомобиля (т. е. организации «Б»). После получения интересующей информации было подготовлено исковое заявление о взыскании ущерба, причиненного ДТП. При определении ответчика автоадвокаты руководствовались следующими положениями законов: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством (ч. 1 ст. 1079 ГК РФ). Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (п. 2 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2008 г.). На основании вышеизложенного в качестве ответчика мы указали организацию «Б», занимающуюся ведением дорожных работ, а страховую компанию привлекли в качестве соответчика. В соответствии с п. 10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 (в ред. от 29 февраля 2008 г.; с изм. от 30 сентября 2008 г.) страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: – в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 тыс. руб.; – в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 тыс. руб.; – в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 тыс. руб. Следовательно, после оценки поврежденного транспортного средства часть суммы (в пределах 120 тыс. руб.) должна быть взыскана со страховой компании, а оставшаяся – выплачена непосредственно владельцем источника повышенной опасности – организацией «Б», работник которой совершил ДТП. Он был оформлен в компании «Б» в должности водителя, и помимо других документов у него на руках был путевой лист, что также подтверждало наличие трудовых отношений с фирмой – арендатором машины. Водитель действовал в интересах предприятия – транспортной организации, а само транспортное средство из владения предприятия не выходило. Предприятие, как законный владелец источника повышенной опасности, несет ответственность за причиненный вред. Перечисленные аргументы позволили взыскать ущерб именно с организации –владельца автомобиля, а не с водителя, находившегося на момент ДТП за рулем. Говоря об ответственности владельцев маршрутных транспортных средств, нельзя не напомнить, что в соответствии с п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637) лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет (срок может быть продлен). Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, к примеру, такие обстоятельства, как: – наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; – соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ (в настоящее время действуют Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 г. № 75); – наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; – наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; – наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и др. (п. 4 Положения). Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1). Уголовная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ). В заключение еще раз отметим, что взыскать ущерб с юридического лица возможно только в том случае, если работник, находящийся за рулем на момент ДТП, и организация – владелец источника повышенной опасности находятся в трудовых отношениях (т.е. между ними в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор). В противном случае отвечать за причиненный вред будет водитель, находившийся на момент ДТП за рулем. Стоит проявить интерес и к наличию лицензии у перевозчика, а также обратить внимание на срок ее действия. Как показывает практика, с юридического лица легче взыскать причиненный ущерб, чем с физического, так как не секрет, что современные работодатели в целях экономии привлекают «гостей с ближнего зарубежья», зарплата которых не позволяет надеяться на скорое возмещение ущерба.
Екатерина СМИРНОВА, заместитель председателя Президиума «Московской коллегии адвокатов «Росар», кандидат юридических наук, адвокат
Вся пресса за 31 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|